Сегодня большой обзор моей любимой настольной игры на iPad (на данный момент). Почему любимой? Всё просто — я очень люблю играть в шахматы и считаю их Великой игрой, так вот… «Тигр и Евфрат» — первая современная настольная игра, сыграв в которую несколько партий, я воскликнул: «Эта игра, как шахматы — настолько же глубокая и интересная».
Многие читатели знают, что подход у нас к играм своеобразный и я считаю правильный: Оля пока не дойдет до какого-нибудь 20-30-го уровня в своих фермах никогда не выложит скриншоты на суд читателей. Я стараюсь игру (будь то шутер или головоломка или квест) пройти полностью или большую часть уровней прежде, чем приступать к обзору. Разве, что совсем уж хиты-новинки, мы в спешке проходим — и то, тратим на них по 1,5-3 часа. Но больше всего времени отнимают, конечно же, настольные игры.
Всё начинается с чтения правил… Скажу честно, взявшись за чтение правил Тигр и Евфрат я просто офигел. Первая мысль: какие же сложные правила, наверное мне придется сутками играть, чтобы хотя бы понять, что происходит. Если вы читали наши правила Catan, то скажу сразу — это ещё цветочки: правила Тигр и Евфрат кажутся в сто раз запутанней. Но не спешим закрывать обзор — на практике оказалось, что всё гораздо проще: «Не так страшен волк, как его малюют!».
Cамо приложении Reiner Knizia’s Tigris & Euphrates предлагает нам вообще отдельный режим для обучения (Tutorial) и если вы знаете английский, то обучение пройдет лихо. Рекомендую его пройти, даже если английский вам незнаком — хотя бы ознакомитесь с интерфейсом игры.
Мне хватило всего одного вдумчивого чтения правил и одного прохождения Tutorial, чтобы сыграть свою первую партию. Буквально через 3-4 партии я уже вполне освоился и проводил собственные комбинации на доске, а начиная с 5-6 партии я просто начал получать удовольствие от игрового процесса… Что называется: «Въехал…»
Правила правилами, а суть игры в сжатом виде описать думаю стоит. У каждого игрока есть 4 вождя разных цветов. И 6 карточек цвета вождей, которые пополняем до 6 из колоды. Так вот — игроки по кругу делают по два действия, постепенно развивая свои царства. Можно вступать в конфликты царствами, так как территории карты недостаточно, да и просто иногда хочется потрепать соседа. Можно строить монументы, которые будут приносить постоянные очки.
Выигрывает не самый воюющий или сильно развивающийся игрок, а тот, кто сможет развивать царство наиболее сбалансировано. В этой фразе скрывается главный подвох игры Можно прекрасно развивать три области и из-за запущенной четвертой области деятельности проиграть соседям, которые развивались средне, но с умом.
Многие обратили внимание на начало названия игры в App Store — Reiner Knizia’s. Что оно значит?
Reiner Knizia’s (Рейнер Книциа) — немецкий разработчик настольных игр. Считается, что благодаря ему увидело свет более 5 сотен игр! Потому частенько его игры предваряют его же именем. Reiner Knizia’s это почти как марка. Естественно из 500 игр не все известны и популярны — есть как и откровенно слабые игры, так и признанные шедевры. Тигр и Евфрат относится как раз ко второй категории игр. Именно эта настольная игра стала победителем Deutscher Spiele Preis (немецкая очень крутая награда — по престижности сравнима с первым местом в рейтинге на сайте Boardgamegeek) в 1998 году.
Для справки другие победители этой премии, адаптация которых есть на iPad и у нас есть обзоры:
1995 год — The Settlers of Catan
2001 год — Carcassonne
2002 год — Puerto Rico
Помимо уже вышеупомянутого режима обучения (Tutorial) есть ещё два режима: Local и Online.
Local — возможность сыграть вдвоем, втроем, вчетвером на одном iPad. Причем вашими соперниками может быть как другой человек, так и искусственный интеллект. Вы можете комбинировать сочетания: например, 3 человека+1 ИИ или 2 человека и 2 ИИ или 1 человек и 1 ИИ и т.д.
Online — возможность сыграть партию онлайн. Только онлайн этот ассинхронный. То есть вы не должны сидеть с iPad и ждать пока соперник сделает свой ход. Вы можете сделать ход и закрыть игру. Игра оповестит вас, когда соперник сделает свой ход. Партия может конечно растянуться, но зато вы можете одновременно начать и играть с десяток партий.
В общем, режимом Local я полностью доволен, а вот в режиме Online не хватает режима игры на двух iPad через Wi-Fi или по Bluetooth. Да и синхронный онлайн по выбору был бы кстати.
Вы не думайте, что обзоры настольных игр состоят из чтения правил и собственно игры. Я перечитываю тонну информации в инете о настольной игре. Мнения о недостатках и достоинствах настольного варианта. Так вот недостаток настольной Тигр и Евфрат упоминают часто такой: «Сложно считать победные очки». Точнее их как бы не сложно считать, но это самое гемморное и частое занятие в этой настолке. Каждый свой ход будь добр что-то считать.
На iPad рутинную часть работы берет на себя искусственный интеллект. Нам не надо считать текущую силу вождей — обновляемая цифра на них рулит. Нам не нужно считать победные очки и в уме прикидывать как грамотно распределить клады — это опять за нас сделает iPad. Задача игрока заметно упрощается. Если настольная партия может растянуться часа на 2 и не факт, что вы всё подсчитаете правильно, то партия на iPad длится максимум 20-30 минут…
Интерфейс у игры приятный донельзя. Играть в Тигр на Евфрат на iPad — одно удовольствие: фишки отзывчивы, анимация плавная, подсказки (настраиваемые, кстати) своевременные, под рукой подсказка по монументам.
Если вы читали обзор Пуэрто Рико (разработчик тот же) то, может быть помните, как я искренне сочувствовал, что ему пришлось переносить настольную игру, которая занимает много места на столе на маленький экран iPad. Так вот настольная версия Тигр и Евфрат словно создана для iPad — все нужные элементы очень четко вписаны по экрану.
Во время игры есть возможность установить свою фоновую музыку, но мелодия, звучащая по умолчанию мне настолько симпатична и в то же время атмосферна, что желания поменять её не возникло ни разу.
Об уровне AI судить не берусь (партий через 50 отпишусь). Уровней всего 4 — играет искусственный интеллект даже на первом уровне вдумчиво и агрессивно. Партии получаются очень разнообразные. Кубика в игре нет, потому элемент случайности не такой высокий — скорей решает опыт и тонкий расчет.
Вывод: Reiner Knizia’s Tigris & Euphrates должна быть обязательно у поклонника настольных игр в коллекции на iPad! Классная игра, классная реализация.