Приложение «Звуки Ш, Ж» открывает логопедическую тему в русском App Store. Оно первое в серии «Говорим с мамой», где будут представлены сложные для произношения звуки нашего языка.
Мы долго думали, писать ли о нём на ipadstory.ru и если писать, то как? Решили всё-таки написать, но т.к. приложение специфическое, то мы взяли интервью у руководителя издательства «ТАРКОС» — Светланы Сарычевой и предлагаем его вам. Оно будет интересно всем родителям.
Как и почему вы решили сделать логопедическое приложение для iPad?
Интерактивная книга разрабатывалась в течение трех лет. Сначала предполагалось использование компьютера и dvd дисков, потом онлайн работа читателей на сайте. Затем появился iPad — и все стало на свои места!
Авторы проекта имеют специализированное высшее образование и большой опыт работы в логопедии. Все члены команды имеют детей дошкольного возраста. Это наши незаменимые помощники. Они подсказывают, понятна ли иллюстрация, снимаются, озвучивают и тестируют. На наших глазах происходит становление их речи. Поэтому мы в теме!
И тема эта, к сожалению, становится все актуальней. По статистике за последние двадцать лет нарушения произношения стали встречаться почти в 6 раз чаще!
Мои личные наблюдения подтверждают эти цифры. Между моими детьми разница в возрасте 13 лет. Наблюдая за детишками 3-4 лет на детской площадке, в группе детского сада я прихожу к выводу, что за редким и приятным исключением почти все малыши не произносят тот или иной звук.
Мы смогли помочь своим детям и делимся с вами этой полезной информацией.
Реально ли решить эту проблему занимаясь дома с ребенком на iPad? Как много времени для этого потребуется?
Как все родители мы знаем цену свободного времени! Предлагаем то, что сбережет этот ресурс.
Во-первых, нужно играть по 5-10 минут несколько раз в день с язычком и ребенок будет хорошо говорить. Главное привыкнуть делать это между делом. Например:
- Мам, можно я посмотрю мультики?
- Да, покажи какая у тебя хорошая «Чашечка» (упражнение для язычка) и смотри, пожалуйста.
Мы получили хорошие отзывы родителей о главе «Играем везде», где даем методику занятий во время повседневных дел.
Во-вторых, простые вещи вы можете исправить сами. Вы не знали как? Мы показали.
Вы считаете, что логопед сделает лучше? Да, но вы будете подстраивать свой график, приглашая чужого человека в дом. Занятие длится около 30-40 минут. Плюс встретили логопеда, проводили, узнали как обстоят дела, получили домашнее задание, получаем минимум 1 час потраченного времени. Еще нужно делать домашнее задание, потому что чем лучше вы отработаете то, чему научил логопед, тем быстрее увидите результат. Это еще 15-20 минут. И этот вариант более утомительный для ребенка, детям свойственна частая смена деятельности.
Хороший и быстрый эффект дает включение в процесс обучения всей семьи. Ребенок понимает, что говорить правильно — это хорошо! Теперь, возвращаясь домой с папой, он называет, встречающиеся по дороге предметы со звуком Ш. Идя на прогулку с няней, считает ступеньки забавной считалочкой Ша-Ша-Ша, Жу-Жу-Жу. Мама показывает ему, как много интересных звуков притаилось на их кухне. Бабушка с дедушкой рады каждому новому слову с ранее трудным звуком и ведут статистику. А услышать: «Жо-Жо-Жо, Жо-Жо-Жо. Жора едет на Пежо» — это же подарок для всей семьи! И ценный опыт для маленького человека, что сообща можно решать сложные задачи и он всегда найдет поддержку у близких людей.
Здорово! А что за методика в приложении «Звуки Ш-Ж»?
Классическая логопедическая методика, проверенная временем. Ею пользовались такие известные педагоги как Е.Ф. Рау, А.Г. Ипполитова.
Книга ориентирована на диагноз дислалия. Название страшное, но за ним стоит не произнесение одного или нескольких звуков. Если при этом слух и иннервация рта в норме, предложения ребенок выстраивает грамотно, это и есть дислалия.
В основе приложения лежит следующий алгоритм:
1. Укрепляем мышцы языка и рта артикуляционной гимнастикой, одновременно учимся слышать этот звук в словах, речи.
2. Когда язычку уже легко делать требуемые движения, переходим к обучению непосредственно звуку и далее закрепляем его.
Нам необходимо выработать бессознательную привычку ставить язык и говорить правильно. Это достигается путем многократного повторения. Это немного однообразно и скучно, поэтому нужно мотивировать ребенка. Для этих целей iPad лучший вариант, заниматься на нем интересно!
Используя планшет или мобильный телефон мы можем задействовать слух, зрение и моторику одновременно. Раньше об этом педагоги только мечтали.
О важности моторики расскажу подробней. Почему бабушки с нами так часто играли в ту же «Сороку-воровку», «Пальчик, пальчик, где ты был?» Потому, что развивая моторику и тактильные ощущения пальчиков, мы развиваем речь. Зоны речи и кисти руки находятся рядом в коре головного мозга. Не знаю, как об этом догадались наши прабабушки?
Очень важно помочь ребенку сформировать речь во время ее становления, так как корректировать и исправлять намного сложнее.
Чтобы малыш заговорил чистенько, нужно начиная с одного года играть с язычком, тренировать мышцы артикуляционной гимнастикой. Этот опыт я прошла со старшей дочкой. Пришло время появиться в речи звуку Ш? Между делом делаем упражнения и звук сразу получается чистый!
Очередность появления звуков в речи:
Вначале: А, О, П, М, Т, Д, Б, Н.
Позже: Э, У, И, Ы, С, Ш, Ч, Щ, Л, Р.
Раньше была норма – произносить все звуки правильно в 3 года. Затем ее слегка подкорректировали. Срок отодвинулся до 4-5 лет. В силу загруженности специалистов и вовсе начинаем исправлять в 5-6 лет….
Но честно, это не совсем хорошо! За два-три года ребенок настолько привыкает ДУМАТЬ солныШСка, что «подчистив» речь перед школой, мы все равно сталкиваемся с большим количеством ошибок при письме.
Уникальность приложения «Звуки Ш-Ж» в том, что впервые детально показывается, как поставить звук. Этому обучает только логопед. Стоимость частного занятия логопеда вы знаете. Обычно родителям предлагают только артикуляционную гимнастику и упражнения для закрепления произношения.
Расскажите немного о себе
Я логопед по образованию, работала в детском саду, имела частную практику. Первому ребенку в то время было 3 года и я с интересом наблюдала, как формируется речь. Потом ушла в рекламно-полиграфический бизнес. Достигла «личностного потолка». Через 13 лет родился второй ребенок. За время декретного отпуска изучила издательство электронных книг.
«Звуки Ш-Ж» первый опыт нашего издательства.
Светлана, а что вы посоветуете родителям, дети которых испытывают трудности с произношением тех или иных звуков?
Рекомендации:
Какие приложения из серии «Говорим с мамой» вы планируете выпустить?
Надеемся выпустить полную версию книги, где поставленные звуки вводятся не только в слоги, но и далее: в слова, предложения, связную речь. В планах «Звуки Р, Р’».
Источник ipadstory.ru