Итак, сегодня мы обозреваем новое приложение «Лунтик. Развивающие задания для малышей». Это совместный проект студии «Мельница», телеканала «Россия», разработчика «PIPE studio» и издателя «1С-Паблишинг».
Как и в случае с предыдущим Лунтиком, приложение состоит из набора мини-игр. Правда, в первой части их было 7, тогда как в этой – всего 4…
Опять же, как и в прошлой части, все происходит в мире, в котором живут герои мультсериала, т.е. на цветочной поляне, что под большой ивой у пруда.
Игра начинается в комнате Лунтика. Открыв дверь, Лунтик попадает то в гости к бабочке, живущей в большом тюльпане, то на поляну, где бабочки играют в мяч, то в нору к Корней Корнеичу, то к пруду, в котором Кузя ловит рыбку.
В комнате у Лунтика стоит мольберт, на котором вывешены фотографии всех перечисленных выше мест. Это альтернативный, «быстрый» способ перехода от задания к заданию. К слову, мой ребенок предпочитает именно его. «Гуляния» по миру Лунтика ей не очень интересны.
Давайте рассмотрим детально, с какими заданиями столкнется ваш ребенок в каждой из 4-х мини-игр.
У нас с дочкой знакомство с заданиями прошло в следующем порядке. Начали с полянки, на которой играют 3 бабочки. К ним случайно попал мяч Пупсеня и Вупсеня, а значит – есть прекрасная возможность поиграть в мяч. Суть игры в том, что одна из бабочек прячет мяч у себя за спиной, а потом все три начинают беспорядочным образом кружить по экрану. Задача – проследить за бабочкой, у которой мяч. Когда бабочки снова усядутся на цветки, надо выбрать ту из них, которая с мячом. Такой себе детский вариант игры в наперстки. Задумка интересная, исполнение качественное, зачет.
Моя дочка вначале никак не могла сообразить, у какой бабочки искать мяч. Думала, что надо просто угадывать случайным образом. Я предложил ей следить пальчиком за передвижениями бабочки с мячом. Получилось. Мало того, понравилось! Первых несколько мячей следила пальчиком, а потом попробовала взглядом. И тоже получилось! Ну а что, неплохо! И дочка, и папа, и бабочки – все довольны!
Идем дальше. А дальше мы попали в домик к бабочке, которая делает ожерелья для своих подруг.
Бабочка просит Лунтика помочь ей в этом творческом процессе, и, конечно же, Лунтик с радостью соглашается.
Этот диалог стоит того, чтобы его процитировать:
- Какие они красивые, ожерелья!
- Да, я делаю их в подарок моим подружкам бабочкам, поможешь доделать их?
- Конечно, Мона, с радостью! Вот только как?
- Очень просто! Нужно дополнить ожерелье украшениями так, чтобы все красиво (слово выделяется ударением, чтоб понятнее было) получилось.
- Я попробую.
- Поможешь нам?, — обращается Лунтик к ребенку, — Тебе нужно правильно дополнить ожерелье украшением.
Точка. Приступайте к заданию, ведь все понятно, правда?
А если не понятно, всегда можно воспользоваться подсказкой! Нажав на знак вопроса, вы услышите: «Тебе нужно правильно дополнить ожерелье украшением. Так, чтобы оно выглядело завершенным…»
А-а-а, вот оно как! Чтобы выглядело Завершенным!
Ну что ж, начнем. Перед нами почти готовое ожерелье, на котором не хватает одной бусинки (украшения). Рядом на столе лежат различные бусинки: камешки, ракушки и т.д.
Саша с недоумением смотрела на меня. В глазах читался вопрос: «Завершенным? Чтобы все красиво получилось?»
Я немного напрягся. Как по мне, добавив любую бусину на ожерелье, оно сразу же становилось завершенным и красивым.
- Ну, добавляй, — я передал инициативу дочке.
- Это?, — дочка наугад тыкнула в самый красивый, на ее взгляд, камушек.
- Давай этот, — меня начали терзать смутные сомненья.
«Какая безвкусица! Никуда не годится!», — это наглая бабочка отреагировала на наш ход.
«Надо же, какая фифа», — подумал я про себя, а вслух сказал: «Ну ка, Саша, дай я попробую».
Саша с готовностью передала мне айпад. Ей явно не хотелось еще раз нарваться на «безвкусицу».
Я смотрел на незавершенное ожерелье. Мозг напрягся, пытаясь интерпретировать команду «чтоб красиво получилось» в цепочку правильных действий. Пока думал, рука непроизвольно потянулась к первому попавшемуся украшению.
«Фи, не ожерелье, а непонятно что!», — бабочка торжествовала.
«Ах ты ж моль сушенная!», — я всерьез взялся за неожиданно возникшую проблему. Еще несколько напряженных секунд и…
Есть! Решение появилось! Я испытал чувства Архимеда в ванной, когда он кричал свое знаменитое «Эврика!».
Внимательное изучение недоделанного (во всех смыслах) ожерелья помогло выявить, что в его построении присутствует некая симметрия, которую можно восстановить правильным украшением.
«Ну ка, давай так попробуем», — я начал проверять гипотезу на практике.
«Отлично получилось, красотища!», — заискивающе пролепетала бабочка.
А Саша спросила: «А как у тебя так получилось?».
И я начал длинную лекцию о симметрии, приводя в примеры части тела, буквы (видишь, буква «Ф» симметричная, она как будто сделана из 2-х «Р», а буква «Я» — не симметричная…)
Привести в пример злополучное ожерелье не получилось. Как только правильная бусинка установлена – шкатулка с готовым ожерельем сразу же закрывается и появляется новое, недоделанное.
Я, конечно, благодарен разработчикам за то, что моя дочка ознакомилась с понятием симметрии. Жаль только, что игра с украшением была лишь толчком, а не объектом такого знакомства.
И даже когда дочка как будто поняла, что это за такая симметрия (смотри, папа, буква «М» тоже симметричная!), справиться с ожерельями ей не получалось. Ведь чтобы успешно играть в эту игру, доделанное ожерелье надо вначале себе представить, а только потом вешать на него последнее украшение. А для этого с симметрией надо быть совсем на «ты».
В итоге, еще 2 неудачных попытки – и последовало ожидаемое предложение: «Пап, давай посмотрим, какие еще есть игры?».
Ну что ж, давай.
И мы направились к озеру, у которого Кузя ловит буквенную рыбу. Это такая рыба, у которой на спине прикреплена буква.
Задание состоит в том, чтобы рыбку с правильной буквой перетащить в натянутую внизу экрана сеть. На правильное место.
Первым было слово из 3-х букв. Причем оно содержало в себе буквы «Х» и «У» и обозначало часть тела. Догадались? Правильно, ухо!
Дальше становилось сложнее – следовали слова из 4-х, 5-ти, 6-ти, и наконец, из 7-ти букв. Но это я уже без дочки играл. Потому, что ребенку в 4 года с таким заданием справиться просто нереально. Рискну предположить, что не каждый третьеклассник из букв «А», «И», «Л», «К», «Ч», «Е» легко составит слово «качели». Учитывая, что буквы эти снуют по экрану на довольно приличной скорости.
Да какой там третьеклассник! Я сам сложил слово «мальчик» исключительно методом тыка. На экране постоянно видно только часть из семи букв. Т.е. если вы захотите осмысленно составлять слово, а не просто тыкая буквами в разные ячейки – вам придется провести операцию перестановки букв в уме. На семибуквенных словах эта задача становится совершенно не детской.
И хотя моя дочка хорошо знает буквы и активно учится читать, это задание явно не для нее. А для кого? Может быть, для мам и пап? Риторический вопрос…
Неужели нельзя такую классную идею с букворыбами реализовать проще? Я себе это представляю так: рыбы если и плавают – то о-о-о-че-е-е-нь медленно. А лучше вообще стоят. Как форель в быстрой реке.
Внизу на сетке буквы уже написаны полупрозрачным шрифтом. Тогда эта игра будет напоминать пазлик. И цены ей не будет, так она будет одной из первых русскоязычных игр в апсторе, направленных на обучение чтению.
А в текущем варианте… Нет, для детей не годится.
Оставив Кузю ловить своих букворыб, мы направились в гости к червяку Корней Корнеичу. В его пещеру, или, как он ее сам называет, нору.
Корней Корнеич занят тем, что из глубины сибирских руд добывает драгоценные камни. И как лихо у него это получается! Удар ломом по стене – и с потолка сыплются камушки.
Камни могут быть 3-х видов – пятиугольные, квадратные и овальные. Проблема в том, что камень можно поймать только в корзинку соответствующей формы.
Почему корзинку? Я не знаю. Я вижу перед собой красивую резную шкатулку. Сверху шкатулка закрыта плитой с тремя отверстиями соответственно пятиугольной, квадратной и овальной формы.
Эти отверстия можно и нужно менять местами таким образом, чтобы они совпали с камнями, падающими сверху. Вначале камни падают по одному. Потом игра усложняется, и одновременно падают 2, а потом и 3 камня.
Классная идея, правда? Мне она очень понравилась. А вот реализация оставляет желать лучшего…
Все дело в том, как сделано перемещение тех самых отверстий. А вот как: падает, скажем, овальный камушек по левой стороне. А овальное отверстие находится справа. А слева находится квадратное. Овальное нужно перетянуть на место квадратного. Пока не отпустишь палец, квадрат не переместится на место овала, а так и будет находиться под овалом. Отпускаем палец. Квадрат должен сместиться вправо, а овал стать на его место. Почему должен? Потому, что так бывает не всегда. Если не совсем точно спозиционировать овал, то никакого перемещения не произойдет. А узнать, насколько точно и правильно спозиционирована фигура можно только отпустив палец.
Ну зачем, зачем так делать, а? Ну это ж просто проверка нервов получается, а не игра с камнями!
Было бы намного лучше, если бы квадрат перемещался на место овала сразу же, как только на него передвинули овал. Не отпуская пальца! Тогда, если перемещение не происходит, сразу понятно, что надо подвигать овалом, поискать правильное место. Ну это ж так просто!
Учитывая, что камни падают довольно быстро, права на ошибку практически нет. Если с первого раза не удалось поменять местами отверстия, то все пропало, камень утерян! Именно это и происходило вначале у дочки, а потом и у меня. Нет, определенно нервы дороже.
В итоге, дочка пошла заниматься своими делами, т.е. варить ужин своим куклам и зверятам, а я пошел писать этот обзор.
Подытоживая, опять вернемся к мультфильму. Целевая аудитория «Лунтика» — это дети от 3-х до 5-ти. Младшие еще не все поймут, а старшим уже не все интересно.
Логично предположить, что игры по мотивам мультсериала также должны быть для детей от 3-х до 5-ти. Ну, пусть будет до 7-ми, дабы увеличить свой рынок. Но если взрослому тяжело управиться с заданием, под силу ли это ребенку?
Помните фильм «Большой» с Томом Хенксом в главной роли? Там где он оставался маленьким мальчиком в личине взрослого дяди, что помогало ему очень хорошо разбираться в игрушках и сделать карьеру на игрушечной фабрике?
Так вот, мне кажется, что именно такого мальчика не хватает разработчикам этого приложения. Игрушки для детей должны тестироваться детьми. Только в таком случае они будут действительно «детскими». Конечно, в апсторе найдется достаточное количество детских приложений, опровергающих эту мысль. Но не в нашем случае.
В нашем случае разработчики так увлеклись созданием нового приложения (сроки поджимали, что ли?), что о детях совершенно забыли.
Да, игра красочная, яркая. Музыкальное сопровождение – великолепное! Идеи заданий – блестящие! Оформление – на высшем уровне! А игра не удалась… Этот вывод я делаю исходя из того, что у моей дочки не возникло желания сыграть в нее снова. В то время, как от первой части Лунтика для айпадика ее не возможно было оторвать! Значит ведь могут, когда захотят!
Почитайте отзывы в апсторе. Отфильтруйте самые хвалебные в свете вышесказанного.
Моя оценка – 4 с минусом, и то, исключительно за интерфейс. И с длинным списком «домашнего задания» и «работы над ошибками».
Update:
Пока я готовил этот обзор, разработчики подготовили обновление приложения. Очень полезное обновление. Во-первых, скорость рыб в задании с букворыбами уменьшилась. Не настолько, как бы мне этого хотелось, но тем не менее.
Во-вторых, как заявляют сами разработчики, «исправлен ряд мелких ошибок». Ну этому мы завсегда рады.
И, самое главное, появилось новое задание – мини-игра! Да еще и какая интересная!
Все же знают, что бабочки – те еще модницы. Так вот, оказывается, что крылья они меняют, как модели – платья. И вот как раз поступила новая партия платьев крыльев. Но перед тем, как попасть к бабочкам, крылья оказались в распоряжении Пупсеня. А ведь ему так не терпится поскорее превратиться в бабочку! Вот он и решил примерить новую коллекцию на себя.
Суть игры состоит в том, что Пупсень описывает, как выглядят крылья, которые ему хочется примерить, а Лунтик уже по описанию подбирает правильный вариант из 5 доступных.
Моей дочке эта игра очень понравилась. вначале, правда, она не дослушивала Пупсеня до конца и выбирала не те крылья, которые он просил. Но потом стала более внимательной и проходила задание правильно и с удовольствием.
Со своей стороны замечу, что это задание – наиболее удачное в данном приложении. Никаких претензий, все сделано замечательно. Это вселяет оптимизм, что следующие приложения из данной серии будут нас только радовать. Вернее не нас, а наших детей.